Русский Стефенсон

Два века назад горный инженер Пётр Фролов создал в Змеиногорске первую в России конно-чугунную дорогу.


Семья Фроловых

В семье Козьмы Фролова было шестеро детей — три сына и три дочери. Пётр появился на свет, когда отцу было уже без малого пятьдесят лет. Сын, как и  отец, стал известным на весь мир изобретателем, а также губернатором, сенатором, государственным деятелем. О его сёстрах никаких сведений не сохранилось. Старший брат Павел служил горным инженером на Алтае и Урале, а младший — Гаврила был офицером охраны на Колывано-Воскресенских заводах, но больше известен как прадед Надежды Крупской.  

Про потомство Петра и Павла Фроловых информации нет. Известно имя дочери Гаврилы — Александра. Она была замужем за горным инженером Василием Тистровым, который долго работал на Алтае — учителем Барнаульского горного училища, смотрителем музея (по-нынешнему можно сказать — директором современного Алтайского краеведческого), руководил главной чертежной Колывано-Воскресенского округа, управлял Павловским и Сузунским заводами, дослужился до звания подполковника корпуса горных инженеров. В феврале 1845 года, после родов, в возрасте 33 лет, умерла его жена Александра Гавриловна. На руках тяжелобольного Василия Тистрова осталось девять детей от 16 лет до пяти дней — Пётр, Мария, Софья, Николай, Василий, Елизавета (будущая мать Надежды Крупской) и новорождённая Ольга. Известно, что одна из дочерей Василия Тистрова похоронена в Павловске, а младшая в семье Ольга завещала тёще Ленина своё наследство.

Надежда Крупская в 1939 году дала согласие на то, чтобы центральной городской библиотеке города Барнаула официально присвоили её имя —  сейчас это городская детская библиотека, располагающаяся с 1955 года на проспекте Строителей (тогда ещё улице 21-го Октября). А вот вопросы юных читателей: «Нам передали, что родина Вашей мамы Барнаул…Нам хочется узнать, где она жила: в самом городе или в каком районе?», — остались без ответа. Впрочем, по воспоминаниям её тётки Марии Васильевны, в Барнауле семья Тистровых, жила в добротном деревянном доме на улице Мало-Тобольской.  

Но вернёмся к Козьме Фролову. Ему удалось преодолеть низкое происхождение — сын уральского мастерового стал дворянином, горным офицером — берггауптманом шестого класса, то есть полковником горного ведомства. И эти заслуги он получил по праву.

Профессор Виктор Данилевский в книге «Русская техника» утверждает, что Козьма Фролов в первой половине 1760 годов построил и сдал в эксплуатацию «прообраз самого совершенного из современных предприятий — завода-автомата», первым в мире, раньше предприимчивого английского капиталиста Аркрайта «создал систему машин, приводимую в действие центральным мотором». Наверное, это — традиционный перегиб про «Россию — родину слонов». Во всяком случае, в начале 1780-х годов усилиями управляющего рудниками Змеиногорского края процесс труда на горных  предприятиях был неплохо механизирован. Для дробления, промывания, перемешивания руды и отвалов применялись механические похверки, толкушки и станы. В 1764 году талантливый  механик построил лежнёвую дорогу — самоопрокидывающуюся тележку, передвигавшуюся по деревянному настилу из продольных брусьев-лежней на прочных канатах и доставлявшую руду к месту переработки. 

И всё это делалось с использованием энергии падающей воды и мышечной силы человека. Выдающийся гидротехник построил на Вознесенской шахте подземную деривационную установку со «слоновым» колесом диаметром 18 метров, способным поднимать воду с глубины 63 метра, шесть рудообогатительных и золотопромывальных заведений на Змеиногорском руднике, две рудообогатительные фабрики на Семёновском руднике, изобрёл золотопромывальную и рудоподъёмную машины.

Однако, кажется, первым в России идею непрерывных ковшей, нашедшую сейчас применение в землечерпалках, экскаваторах, многоковшовых погрузчиках осуществил Егор Кузнецов, внедрив рудоподъёмную машину на шахтах Медного рудника Нижнего Тагила.

До нынешнего дня от изобретений Козьмы Фролова ничего не осталось. Разве что поныне существует заложенная им в апреле 1786 года плотина на реке Змеевке. Правда, мощный поток из пруда, 135 лет используемый для приведения в действие лесопильни, подземных рудо- и водоподъёмных установок, теперь попросту стекает по водоспуску. А в затопленных, заброшенных шахтах, возможно, сохранились механизмы, созданные его гением.


От колеи до лежней и рельсов

Его сын Пётр пошёл дальше — в 1806-1809 году построил двухкилометровую чугунно-рельсовую дорогу с конной тягой, соединившую Змеиногорский рудник с сереброплавильным заводом.

Поныне с лёгкой руки некоторых историков техники можно наткнуться на определение этого сооружения, как «первая мире железная дорога». Но эта дорога не была, ни первой в мире, ни железной…

Давайте попробуем разобраться в этом. Ещё в Древнем Египте, Греции и Риме для уменьшения сопротивления колёсам движущихся экипажей на перевалах или священных каменных дорогах, по которым, к примеру, перевозили статуи богов, делались желобки примитивных колесопроводов —  прообразы колейных рельсовых дорог. А в Средневековье на рудниках и на поверхности земли появились первые пути из деревянных рельсов, по которым передвигались мускульной силой человека или лошади деревянные повозки-вагонетки, вначале представлявшие собой обыкновенные ящики на колёсах.

Известно, что в 1630 году некто Бомон построил в английском графстве Нортумберлэнд первую рельсовую дорогу. Она состояла из продольных деревянных брусьев-лежней, скреплённых подложенными снизу досками, и служила для перевозки угля от шахты к пристани. К всеобщему удивлению одна лошадь могла везти по этой лежнёвой дороге тяжело нагруженную фуру, которую по обыкновенной дороге и несколько лошадей не могли бы сдвинуть с места.

Как мы знаем, в 1764 году лежнёвый путь в Змеиногорске построил Козьма Фролов. А в 1778 году на Семёновском руднике (ныне село Семёновка Третьяковского района) была проложена такая же дорога механиком Фёдором Вагановым. Подобные колейные дороги были во многих странах. Однако деревянные брусья, даже обшитые тонкими железными листами, быстро изнашивались, их приходилось часто менять.

Имеются сведения, что впервые чугунные рельсы были изготовлены в 1738 году на одной из копей Уайтчевена в английском Кемберлэнде. Сначала они изготавливались в виде корытец с двумя выступами по краям для удержания колёс. Но в 1776 году Джон Керр на одном из рудников в Шеффильде изменил профиль рельса, придав ему вид угольника, что добавило грузу устойчивости.

Артур Юнг, посетивший Ньюкэстльские копи во второй половине XVIII века, оставил любопытный отзыв о транспортировке грузов: «дороги, по которым возятся вагоны с углём от шахт к воде, представляют большое сооружение и проведены через все неровности почвы на расстоянии 9-10 миль».

А первая в России чугунная дорога с канатной тягой (чугунный колесопровод) была построена под руководством Аникиты Ярцова
в 1788 году почти за 20 лет до Фролова на Александровском пушечном заводе в Петрозаводске.

Из-за хрупкости чугунные рельсы уступили место железным. Впервые применил их английский инженер Никсон в 1803 году. И уже в 1820 году в Великобритании было освоено их массовое производство.
Сомнительно и приписываемое Петру Фролову первенство в применении конной тяги для перевозки грузов по специально устроенному настилу. Известно, что ещё в начале XVIII  века по указу Петра I была проложена «полосовая» деревянная дорога. Её элементы были обнаружены спустя более века, в 1842 году при изысканиях трассы для будущей железнодорожной колеи Санкт-Петербург – Москва.

Тем не менее, принято считать, что конно-чугунная дорога Петра Фролова была первой в России надземной магистралью. Недаром исследователи называют алтайского изобретателя российским Стефенсоном. Хотя англичанин Джордж Стефенсон испытал сконструированный им паровоз 25 июля 1814 году, когда магистраль Петра Фролова уже пять лет работала в Змеиногорске. Кстати говоря, она существовала здесь до 1949 года.

Историки техники считают первым создателем паровоза шотландского механика Ричарда Тревитика, который сконструировал его для рельсового пути в 1803 году, а в феврале 1804 года провёл первое его испытание. Машина Тревитика везла со скоростью около пяти миль в час 10 тонн груза и до 70 человек пассажиров на расстояние более девяти миль.

За период с 1803 по 1814 год, то есть до Джорджа Стефенсона разнообразные модели рельсовых паровозов предлагали английские изобретатели Бленкинсон, Меррей, братья Чемпей, Брентой, Хедли и другие.

День рождения отрасли следовало бы отмечать 27 сентября — в этот день в 1825 году в Англии была открыта первая в мире железнодорожная линия общего пользования Стоктон-Дарлингтон протяжённостью 21 километр. А в России — в августе, когда в 1834 году русскими механиками, крепостными Ефимом Черепановым и его сыном Мироном изобретён паровоз, пущенный через два года по чугунной дороге в Нижнем Тагиле.

Конно-чугунная магистраль Петра Фролова имела почти все элементы современных железных дорог: земляное полотно, на значительной части сооружённое в виде пятиметровой выемки, виадук на деревянных сваях, мост на 20 каменных столбах высотой до одиннадцати метров через реку Корболиху, поворотные круги для вагонеток и другие элементы. Причём, повозки следовали строго по графику! Между прочим, назывались они таратайками – вот откуда пошло это слово. Чугунные рельсы крепились к шпалам четырьмя трёхвершковыми гвоздями — почти ГОСТовскими костылями. А вот ширина колеи дороги Фролова вошла в железнодорожный стандарт. Она равна 1067 миллиметрам и почему-то именуется не фроловской, а капской колеёй — от названия Капской провинции Англии, ныне территория ЮАР. Общая протяжённость дорог в мире с капской колеёй оценивается в 112 тысяч километров. В том числе на территории российского Сахалина — около тысячи километров, которые достались СССР в результате разгрома Японии в 1945 году, а недавно «перешиты» на стандарт ширины в 1520 миллиметров.

Бюст Петра Фролова в Змеиногорске. Чугуно-рельсовая дорога на конной тяге. Мемориальный знак. Чертёж рудоподъёмной машины в Змеиногорске.


© Муравлёв А.С.

 

Наши союзники и партнеры

Общероссийский народный фронт ЗА Честные закупки. Борьба с расточительством и коррупцией в сфере госзакупок и закупок госкомпаний. Информационно-аналитический журнал Политическое Образование
Правовой центр Человек и Закон Общество с ограниченной ответственностью «Норд Сити Молл» Всероссийская партия ветеранов России
 
Верные Отечеству Ассоциация ветеранов и сотрудников служб безопасности президента
 
Межрегиональный профсоюз работников автопрома
Алтайский краевой союз ветеранов Чечни Межрегиональный профсоюз железнодорожников
 
Российская программа скидок