Строительство депо

ОСТАНОВКА ВТОРАЯ

Строительство депо


Начало августа 1914 года принято считать днём рождения паровозного депо на станции Барнаул. Несколько позже, когда был установлен профессиональный праздник День железнодорожника, в этот день и праздновались очередные даты и юбилеи нашего депо. А через год, в августе 1915 года со сдачей железнодорожного моста через Обь были сданы в эксплуатацию и последние 7 стойл депо. И тогда в цехах и мастерских работали уже 500 человек, не считая паровозных бригад.

Паровозное депо Барнаул было основным депо на Алтайской железной дороге, являясь базой для оборотных депо Бийск.

Ремонт паровозов обеспечивали вспомогательные цеха. Литейный, кузнечный, столярный, слесарный и токарный. Оборудование в этих цехах было несовершенным, а технология ремонта требовала высокой точности обработки, особенно узлов и деталей паровой машины, крейцкопфов и подшипников скольжения ведущих колесных пар. Работа по смене этих узлов и деталей всегда сопровождалась ручной доводкой. Шабером снимали до десятой доли миллиметра. Это была очень тяжелая и кропотливая работа.

Основными рабочими инструментами были молоток, кувалда и лом. Для подъема тяжелых деталей и узлов использовалась ручная лебедка - таль. При выкатке колесных пар выкладывали решетки из разрезанных пополам шпал.

Для буксировки паровозов на стойле применялась «лапа», устройство тяжелое и неудобное. Цеха освещались в основном керосиновыми лампами и факелами. Отопления не было. Рабочие после смены не имели возможности даже умыться, не говоря уже о том, чтобы переодеться.

И всё же это было передовое по тем временам производство. Для Алтая это дело было новое и потому привлекало к себе наиболее грамотных свободных рабочих и специалистов. Большой приток специалистов из средней России, где железные дороги уже работали, принес и новые идеи социализма, и всеобщего равенства. А это не могло не сказаться и на политическом развитии рабочего класса депо да и всего Барнаула.

Уже с 1916 года рабочие начали проявлять интерес к политической жизни страны. Это был трудный, но осознанный выбор пути. В цехах и на паровозах стали появляться листовки, прокламации. Иногда даже газета «Правда». Собирались группами и цехами. Среди рабочих их читали Ростовский, Беленевич, Балдин, Петруха, Желна, Жарков.

Это были первые уроки политграмоты.

Администрация депо всячески притесняла активистов, увольняла особо «неблагонадежных». Но недовольство рабочих было настолько сильным, что руководство предприятия часто уступало требованиям рабочих, защищавших своих лидеров.

В начале марта 1917 года до Барнаула дошла весть о Февральской революции. Царь отрекся от власти. Такого ещё не было в истории России! Власть в городе Барнауле перешла к Совету рабочих и солдатских депутатов. В его состав вошли рабочие нашего депо слесарь Балдин и машинист Тяптин.

В депо также была установлена власть рабочих. Был организован отряд самообороны, во многом способствовавший прекращению грабежей на узле и обеспечивающий спокойствие и порядок в городе.

Впервые открыто праздновали 1 Мая как день солидарности всех трудящихся. Пожалуй, единственное из предприятий города, наше депо ни на один день не прекращало работу по ремонту паровозов. Не был сорван из расписания ни один поезд. В июле месяце на общем собрании железнодорожного узла, на котором выступил член Барнаульского Совета депутатов Присягин, была создана рабочая боевая дружина, которую возглавил Жарков Р.А.

В нее вошли 73 человека. Включившись в борьбу с двоевластием, рабочие депо принимали активное участие в стачечном движении. Наших деповчан в стачкоме представляли Тяптин, Желна, Томс, Щекотов, Петруха.

9 ноября 1917 года состоялось узловое собрание, на котором выступил председатель Совдепа Барнаула Цаплин М.К. с информацией о свержении Временного правительства и переходе власти в стране Советам. Тогда же было принято решение о создании отряда Красной гвардии, который взял под свою охрану почту, телеграф, станцию и железнодорожный мост.

По решению губисполкома в феврале 1918 года был созван съезд представителей Алтайской железной дороги, который объявил железную дорогу собственностью Российской Федерации. Был избран Совет дороги, в который вошли рабочие деповчане: Тяптин - комиссар, Шутов и Фомин - члены Совета.

Вскоре состоялась и профсоюзная конференция железнодорожников, в совет которой вошли наши рабочие Тарасов, Попов, Копейко и Щекотов.

Поднимает мятеж атаман Семенов в Забайкалье, в Барнауле пресечена попытка захвата власти пленными офицерами, возник заговор в Камне. Со стороны Новониколаевска движется Чехословацкий корпус под командой Гайда. Активизировались бандиты и погромщики. Всему этому противостояла Красная гвардия. Барнаульская маршевая рота, насчитывавшая 213 бойцов, в том числе и 13 деповчан, выступила на борьбу с атаманом Семеновым. Чтобы задержать наступление белочехов, машинист Поскребышев разогнал паровоз с платформами и пустил его в лоб чешскому эшелону.

15 июня 1918 года, имея численное преимущество в живой силе и вооружении, Барнаул был взят войсками адмирала Колчака и чехословацким корпусом. В тяжелых боях погибли и наши деповчане: Буданов, Носков, Гуляев, Сизов, Воронцов, Живодов и другие. При попытке угнать паровоз и тем самым задержать эшелон «Голубых улан» был убит машинист Красильников. Начались репрессии в городе. Были арестованы активисты Советов, партии и профсоюза. На 17 разъезде, ныне станция Присягино, были расстреляны члены Совета депутатов города и руководители вооруженных отрядов, бывший комиссар Алтайской железной дороги Тяптин Т.А., член Совета депутатов города И.В. Присягин, организатор красногвардейского отряда Фомин М.А.

Это в их честь названы и станция под Барнаулом, и улицы нашего города.

Любопытно то, что именно в этот период, в год фактического разгрома партийного руководства города и депо, была создана первая на Алтае молодежная организация политической направленности. Вот как об этом рассказал один из бывших вожаков молодежи депо Коршунов Петр Гаврилович:

«В 1918 году я работал слесарем в паровозном депо. В городе были белые и чехи. Как сейчас помню, 20 июня в депо поступил работать токарем Саша Мельников. Он нам рассказал, что на Урале, откуда он приехал к нам, был организован Союз рабочей молодежи, в котором он и состоял, предложил и нам организовать такой Союз. Молодых парней и девчат в депо было много, и мы заинтересовались его предложением.

Собрались мы первый раз в конце июля 1918 года в сарае, где хранился лед. Место удобное, много соломы и можно было укрыться от случайных посетителей. Помню, в первый раз нас было немного. Мельников, Медведев, Кондратенко, Михайлов, я и ещё кто-то. Мельников рассказал, что программа Союза была такой: Защита экономических и правовых интересов молодежи.

Поднятие культурного и политического уровня молодых рабочих.

Нам это понравилось, и мы начали вовлекать в Союз других парней и девчат. С помощью секретаря губсовпрофа Ершова Александра Николаевича мы написали заявление коменданту города с просьбой разрешить нам организовать Социалистический Союз молодежи и разрешить проводить собрания. Комендант долго расспрашивал нас о целях и задачах Союза молодежи и, взяв с нас расписку о том, что Союз не будет заниматься политикой, разрешение дал. Мы дали объявление в газете «Жизнь Алтая», договорились о помещении в здании биржи труда. Она располагалась в центре города, там, где сейчас пересекаются проспект Ленина и улица Льва Толстого. На собрание пришло человек 60, но записались в Союз только 40. В правление Союза вошли Мельников Александр Семенович - председатель, Костин Михаил Андреевич - секретарь, и члены правления Медведев Павел, Коновалов Александр, Троянов Михаил и я, Коршунов Петр. Были организованы кружки: хоровой, музыкальный, литературный, драматический и политический.

К нам часто приходил дядя Миша Борисов, бывший политический ссыльный. Он имел связь с подпольной организацией большевиков и вел с нами политические беседы. Вскоре к нам пришли представители Союза учащихся с предложением объединиться. Но мы отказались, потому что у них были другие цели. Они назвали нас большевиками и покинули наше собрание.

Приходили к нам и девушки. Хорошо помню девушку по имени Милица. А Юлия Беднякова была самой активной нашей помощницей. Позже она работала секретарем губкома комсомола.

Вскоре власти насторожились. Видно кто-то услышал, что мы поем запрещенные песни «Варшавянка», «Смело товарищи в ногу», «Замучен тяжелой неволей» и другие. Начались аресты. Арестовали Коновалова и ещё кое-кого из Союза. Потом деятельность Союза запретили и мы перешли на нелегальную работу...»

Да, власть в городе менялась часто, но настроения рабочих всегда были на стороне тех, кто стоит за справедливость и порядок. И кто знает, чем бы закончилась эта смена власти, если бы у обеих противоборствующих сторон хватило воли и разума начать мирный диалог и договориться о совместных действиях?

Началась Гражданская война, в которой каждая сторона хотела только победы любой ценой. А так не бывает. И в данном случае проиграли все. Эта война принесла разруху на долгие годы, вызвала страшный голод и болезни, унесла миллионы жизней, отбросила страну далеко назад.

В ответ на репрессии и террор белогвардейцев борьба продолжалась партизанскими методами. Железнодорожники саботировали приказы оккупантов, выводили из строя технику. Машинисты Балаба и Прудников «организовали» крушение поездов на станции Баюново. А затем тот же Балаба пустил в Обь поезд с карателями. Поврежден поезд на станции Овчинниково и эшелон белогвардейцев под командованием Окунева был задержан более чем на двое суток. В отряде Ефима Мамонтова сражались и локомотивщики. Машинист паровоза А.И. Мишин, К.Т. Грахов, мастер-ремонтник И.И. Михайлов. В отряде Сизова воевал котельщик Попов. В других отрядах боролись с белогвардейцами Живодов, Авдеев, Журенков, Ткачев и другие.

Карательные репрессии белых по отношению к сочувствующим советской власти и простым крестьянам и рабочим вызвали такое недовольство, которое привело к массовым выступлениям в поддержку партизан и регулярной Красной армии.

К концу 1919 года город Барнаул спешно покидали белогвардейские части и остатки корпуса чехов. Грузились в эшелоны, готовились отправиться в Новониколаевск. Уже готовый к выдаче под поезд паровоз слесарь Шепов вывел из строя, открыв колонку за­качивающего вентиля на инжекторе (устройстве, подающем воду из тендера в котел), не перекрывая пара. Сам получил при этом ожог рук, но сорвал отправку эшелона. Комендант чешского батальона, сочувствовавший большевикам, сообщил о решении белых взорвать мост через Обь, после того как поезд будет на правом берегу. Члены боевой дружины депо отец и сын Хазевы, Михайлов, Мельников и другие в ночь на 9 декабря захватили мост и предотвратили его взрыв. А уже 10 ноября со стороны ленточного бора в город вошли партизаны. Улица Полковая, по которой они входили в Барнаул, носит название Партизанская. Через три дня Барнаул встречал части регулярной армии. Советская власть в городе была восстановлена.

 

Наши союзники и партнеры

Общероссийский народный фронт ЗА Честные закупки. Борьба с расточительством и коррупцией в сфере госзакупок и закупок госкомпаний. Информационно-аналитический журнал Политическое Образование
Правовой центр Человек и Закон Общество с ограниченной ответственностью «Норд Сити Молл» Всероссийская партия ветеранов России
 
Верные Отечеству Ассоциация ветеранов и сотрудников служб безопасности президента
 
Межрегиональный профсоюз работников автопрома
Алтайский краевой союз ветеранов Чечни Межрегиональный профсоюз железнодорожников
 
Российская программа скидок