Змеиногорск: Екатерининская шахта от нее начиналась первая железная дорога России и мира

История каменного свода в Екатерининскую шахту.. 210 лет Змеиногорской чугунки… встретим достойно 300 лет горно-рудного дела на Алтае.

 

 В очередном историческом материале я расскажу вам о старинном каменном портале, когда-то открывавшем путь в таинственные подземелья Змеиногорска.

Отсюда начиналась славная история нашего края и именно здесь можно прикоснуться к стенам, возведённым первыми рудознатцами.

Более ста лет Змеиногорск был основным поставщиком золота и серебра в России. Здесь добывалось и переплавлялось до трех миллионов пудов серебряной руды, а также производилось 1000 пудов золотистого серебра.

Первая в России чугунная рельсовая дорога была построена именно в Змеиногорске.

Также в конце XVIII века здесь была создана полуавтоматическая промышленная линия, система гидротехнических устройств, позволивших механизировать часть горных работ.

Одно из самых известных сооружений того времени — это вход в Екатерининскую шахту, единственное уцелевшее «окно» в подземный мир Змеиногорска 17 и XVIII века.

Вход напоминает грот, сложенный из крупных, грубо обработанных камней. Это единственный доступный для наблюдения пример крепления горных выработок в Змеиногорском руднике.

В 1786-1871 годах здесь действовало гигантское колесо водоподъёмника Екатерининской шахты. Первоначальный диаметр этого колеса был около 17 метров, а позднее, в 1829 году, диаметр колеса был уменьшен до 13,9 метров.

Сегодня шахта представляет собой узкую галерею около 6 метров длиной.

Напротив основного входа есть ещё один, поменьше. Официально это место называется Екатерининский кунсштат (рудоподъёмное устройство).

На сводах штольни уцелели крепления тросов, по которым поднимались вёдра с рудой.

Екатерининская шахта являлась составной частью Змеиногорского рудничного комплекса, основанного Акинфием Демидовым в XVIII веке.

Через неё осуществлялась откачка воды из нижних горизонтов рудника. Данная операция производилась с помощью вододействующего колеса диаметром более 4 метров, приводившим в движение насос.

Вода на действие колеса поступала из пруда по выложенным камнем трубам, затем по каналу подавалась на колеса Екатерининской и Преображенской рудоподъемных машин, затем — на водовыливные колеса Екатерининской и Вознесенской шахт.

В сутки через Екатерининскую шахту подавалось от 2 до 2,4 тысяч пудов руды.

Высота первых шахт доходила до 15 метров.

В самые низкие, по приказу Императорского величества, ссылали секретных каторжников со всей России. В их числе были и около сорока «пугачёвцев».

Выходить на поверхность земли им было запрещено до конца своих дней. Шахты строились на костях людей, которые там работали.

Умерших каторжников иногда даже не хоронили, а отпевал священник в подземной церкви.

В 60-х годах XIX века производство было остановлено, а шахты замурованы.

Немногочисленные артефакты тех лет, сохранившиеся до наших дней, являются подлинным историческим наследием города, края, России и мира..

 

Наши союзники и партнеры

Общероссийский народный фронт ЗА Честные закупки. Борьба с расточительством и коррупцией в сфере госзакупок и закупок госкомпаний. Информационно-аналитический журнал Политическое Образование
Правовой центр Человек и Закон Общество с ограниченной ответственностью «Норд Сити Молл» Всероссийская партия ветеранов России
 
Верные Отечеству Ассоциация ветеранов и сотрудников служб безопасности президента
 
Межрегиональный профсоюз работников автопрома
Алтайский краевой союз ветеранов Чечни Межрегиональный профсоюз железнодорожников
 
Российская программа скидок